Прежняя версия официального сайта Администрации Красносулинского района с информацией до 01.01.2019 доступна по ссылке http://old-ksrayon.donland.ru

Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Региональные порталы Карта сайта Вход

Администрация Красносулинского района

О реализации системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

7 Августа 2019
12
0

Семья с ребенком - инвалидом - это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но в большей степени занятостью решением проблем ребёнка.

Основной целью государственной социальной политики в интересах детей-инвалидов на современном этапе является комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, успешная интеграция данной категории детей в жизнь общества, создание благоприятных условий и равных возможностей для обеспечения их прав на образование, всестороннее развитие и самореализацию.

Комплексное социальное сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе межведомственного взаимодействия с управлением образования (МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»), управления социальной защиты населения, МБУЗ «Районная больница», межрайонным управлением Пенсионного фонда РФ в г. Красный Сулин, Фондом социального страхования, Социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних г. Красного Сулина.

Главной составляющей комплексного сопровождения является единство трех функций: диагностика существующей проблемы;

выработка плана решения проблемы; организация помощи на основе межведомственного взаимодействия в целях решения существующей проблемы.

В рамках реализации в Ростовской области партийного проекта «Особенное детство» Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Красносулинском районе организовано активное вовлечение специалистов образования, здравоохранения, социальной защиты населения, родительской общественности по различным направлениям:

1. Межведомственное и сетевое взаимодействие в системе комплексного сопровождения детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

2. Подготовка и проведение мероприятий локального и районного масштаба, направленных на создание референтного развивающего пространства для детей с ОВЗ.

3. Совершенствование системы повышения квалификации специалистов, сопровождающих детей с ОВЗ и инвалидностью.

4. Создание районной модели помощи родителям и детям с ОВЗ и инвалидностью.

С целью предоставления детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья равного доступа к качественному образованию созданы координационные советы, организовано взаимодействие с родительской общественностью и сотрудничество со специализированными учреждениями в рамках сетевого взаимодействия, в том числе дистанционно, обеспечено социально-педагогическое и медицинское сопровождение педагогами-психологами, социальными педагогами, медицинскими работниками.

На 01.08.2019 года в Красносулинском районе зарегистрировано 216 семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Образование

Организация инклюзивного образования и создание специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детьми-инвалидами реализуется образовательными организациями района на основе комплексного плана мероприятий («Дорожная карта») и государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».

Образовательные услуги предоставляются через следующие вариативные формы: дистанционное образование, инклюзивное образование, обучение на дому, группе кратковременного пребывания, консультативном пункте.

В 2018/2019 учебном году в 27 общеобразовательных организациях Красносулинского района обучалось 112 детей с ограниченными возможностями здоровья (имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий) и 78 – детей-инвалидов (имеющие справку МСЭ) по адаптированным основным образовательным программам в зависимости от типологии заболевания (для слабослышащих и слабовидящих, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра), программам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), основным образовательным программам начального общего, основного общего образования с разработанными индивидуальными планами сопровождения.

В целях обеспечения государственных гарантий права на образование обучающихся, нуждающихся в длительном лечении и не имеющим возможности посещать общеобразовательные организации, созданы необходимые условия для получения образования на дому.

Обучение на дому было организовано для 45 детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в т.ч. для 30 чел. в форме «приходящий учитель на дом», для 15 – по комбинированной форме (приходящий учитель на дом, дистанционное обучение, посещение предметов в школе). Из них: для 17 детей обучение организовано по основным общеобразовательным программам, для 26 – по адаптированным основным общеобразовательным программам, для 2-х обучающихся по специальной индивидуальной программе развития.

Образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в 2018/2019 учебном году реализовывали 284 педагога-предметника, 5 учителей-логопедов, 36 педагогов-психологов, 27 социальных педагогов, 11 педагогов дополнительного образования.

Дети-инвалиды и дети с ОВЗ участвовали наравне с физически здоровыми сверстниками в конкурсах и развивающих проектах, конкурсах муниципального уровня. В рамках проведенного в январе 2019 года мониторинга выполнения значений показателей доступности для детей инвалидов объектов и услуг показатель «доля детей-инвалидов, принявших участие в различных конкурсах (танцевальных, музыкальных, художественных и др.) от общего количества проведенных конкурсов исполнен на 63% (общее количество проведенных конкурсов – 54, общее количество детей-инвалидов, принявших участие – 34 человека).

В рамках проводимого ежегодно профориентационного тестирования в  2018/2019 учебном году показатель «доля выпускников-инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпускников-инвалидов, в 2018 году – 90%» исполнен на 100%.

В 2018/2019 учебном году управлением образования Красносулинского района совместно с «ЦПП» Красносулинского района обеспечена организация и проведение инструктивных совещаний, практико-ориентированных семинаров для заместителей директоров по учебной и учебно-методической работе, педагогических работников по вопросам реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ, по вопросам создания специальных условий получения образования для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.

С целью установления мер социальной поддержки в районе приняты нормативные правовые акты регламентирующие Порядок обеспечения двухразовым бесплатным питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, согласно которому обучающиеся будут обеспечены бесплатным двухразовым питанием на основании представления в общеобразовательную организацию заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), подтверждающего статус ребенка с ОВЗ, и заявления родителя (законного представителя).

Бесплатное двухразовое питание для детей с ОВЗ будет предоставлено в общеобразовательных организациях с 01.09.2019 в дни учебных занятий из средств местного бюджета, направленных на обеспечение льготного питания обучающихся в размере, достаточном для обеспечения норм питания, в соответствии с требованиями СанПиН. В настоящее время примерное двухнедельное меню с учетом двухразового питания обучающихся с ОВЗ разработано и находится на согласовании в территориальном отделе Управления Роспотребнадзора по Ростовской области.

СРЦ для несовершеннолетних

В социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних г. Красного Сулина на сегодняшний день 7 семей, имеющих детей-инвалидов, находятся на социальном сопровождении, в основе которого лежит оказание комплексной помощи, обеспечивающей успешную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в социум, а также оказание правовой и психологической помощи родителям, воспитывающим детей-инвалидов.

В структуре учреждения уже более 10 лет функционирует отделение реабилитации для несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями на 10 мест.

Отделение предназначено для предоставления социальных услуг несовершеннолетним с ограниченными физическими и умственными возможностями в возрасте от 3-х до 18 лет, а также обучения родителей особенностям их воспитания. За это время более 200 несовершеннолетних прошли курс реабилитационных мероприятий.

С несовершеннолетними и их родителями работают специалисты разного профиля: воспитатели, педагоги-психологи, социальный педагог, учитель-логопед, музыкальный работник, инструктор по труду, медицинские работники.

Работа проводится как групповая, так и индивидуальная. Активными участниками реабилитационного процесса также являются родители несовершеннолетних. Для них созданы клубы различной направленности: «Родительские пятницы» (повышение психолого-педагогической компетентности родителей), «Школа для родителей особенного ребенка» (тренинговая работа, направленная на принятие «особенностей» своего ребенка, обучение развивающим методикам в домашних условиях). В ближайшей перспективе будут внедрены инновационные технологии:

- социальный день (оказание семьям имеющим «особенных» детей услуги в виде организации развивающей и досуговой деятельности с ребенком, в условиях семьи в период отсутствия родителя/законного представителя (служба передышки);

- абонентское обслуживание (семье предоставляется возможность взять на безвозмездной основе, на определенное время, рекомендованный специалистом дидактический материал, для закрепления полученных на занятиях знаний в условиях семьи);

- телефонный коучинг (в условиях отсутствия возможности оставлять ребенка одного дома, когда в семье растет «особенный» ребенок, у родителей появляется возможность конфиденциально и оперативно получить от психолога в режиме телефонного общения ответы на свои вопросы).

Одним из эффективных направлений социального сопровождения в нашем учреждении является работа с семьями, воспитывающими детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).

В последние годы в связи с увеличением числа детей с РАС достаточно остро стоит вопрос об организации для них комплексной помощи. В связи с этим в области разработана коррекционно - развивающая программа «Доверие» по эффективной адаптации несовершеннолетних с РАС в социуме. Данная программа была представлена на заседании круглого стола «Сопровождение детей-инвалидов с ментальными и иными нарушениями», проходящем в г. Донецке и рекомендована минтрудом области к внедрению в практику сопровождения детей-инвалидов в учреждениях социального обслуживания несовершеннолетних.

Педагоги вместе с детьми участвуют в различных мероприятиях, которые проводятся в рамках учреждения, района и области.

Наиболее яркими мероприятиями последнего года стали:

1. Семейный развлекательно-познавательный марафон «Кто сказал, что мы не такие!» для «особенных» детей отделения с ограниченными физическими и умственными возможностями и семей с детьми-инвалидами города и района на базе детского развлекательного центра «Лимпопо».

2. Малые Олимпийские игры «Дети в спорт» для детей-инвалидов и учащихся городских школ.

Место проведения – городской спортивный клуб «Богатырь».

3. Участие в районном творческом проекте «Мы вместе!» для детей с ограниченными возможностями, опекаемыми и находящимися в трудной жизненной ситуации. Место проведения – Районный дворец культуры.

4. Участие в мероприятиях, проводимых в рамках проекта «Особенное детство», организованного партией «Единая Россия» (круглый стол «Особенное детство», второй Региональный инклюзивный Фестиваль «кРАСки жизни», Региональный Форум «Особенное детство – обычная жизнь»).

5. Участие во всероссийском культурно-благотворительном фестивале «Добрая волна», проводимом Академией популярной музыки Игоря Крутого, при поддержке фонда президентских грантов Российской Федерации. В номинации сценическое мастерство – мини-театрализация сказки «Цветик-семицветик». По итогам отборочного тура, 6 несовершеннолетних детей отделения реабилитации с ограниченными физическими и умственными возможностями, 01.08.2019 приняли  участие в гала-концерте в г. Ростове-на-Дону.

6. Участие в пятом театральном фестивале детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-сирот «Ветер перемен-2019» в номинации – музыкальный спектакль.

7. Воспитанницы отделения реабилитации с ограниченными физическими и умственными возможностями приняли участие в проекте «Энциклопедия добра», организованного общественной Общероссийской молодёжной организацией «МИР», конкурс «Премия МИРа», номинация «#ВОПРЕКИ».

С целью развития толерантного общения с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья к совместному участию в массовых мероприятиях активно привлекаются волонтеры города и района.

На  основе межведомственного взаимодействия (1 раз в год), прием «особенных» детей ведут медицинские специалисты реабилитационного центра «Добродея» для детей и подростков с ограниченными возможностями: дефектами умственного и физического развития г. Шахты.

Социальная защита

С начала текущего года в УСЗН Красносулинского района 9 семьям, имеющим ребенка-инвалида была оказана адресная социальная помощь, 1 семья получила адресную помощь на основании социального контракта, по направлению - развитие личного подсобного хозяйства на приусадебном участке.

Семьям, воспитывающим детей-инвалидов, назначаются и выплачиваются различные виды мер социальной поддержки. Даются консультации по вопросам перерегистрации предоставляемых пособий и выплат на детей. Проводится разъяснительная работа по сбору документов на пособия и выплаты. Всем детям, имеющим право на получение бесплатной путевки, предоставляется оздоровительная или санаторно-курортная путевка.

В текущем году детям-инвалидам были предоставлены две бесплатные санаторные путевки. Дети побывали и прошли бесплатное санаторно-курортное лечение в санатории «Глобус», расположенном на побережье Черного моря и санатории «Мир» Неклиновского района (Азовское море).

  • О реализации системы комплексного  сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и  детей-инвалидов