Администрация Красносулинского района

2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

2

          2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.  Этот Всемирный день отмечается ежегодно, начиная с 2008 года и  утвержден по инициативе государства Катар с целью подчеркнуть необходимость помощи и повышения качества жизни людей с расстройствами аутистического спектра (РАС).

        Слово «аутизм» происходит от латинского autos, что значит «сам». Это такое нарушение развития, при котором значительно снижены контакты ребенка с взрослыми и сверстниками. При аутизме ребенок выглядит совершенно обычно, но его мозг работает не так, как у остальных. Ему гораздо сложнее контактировать с окружающим миром - говорить, понимать услышанное от других людей, общаться и заводить друзей, он «погружен» в собственный мир.

Что нужно знать об аутизме?

Раньше аутизм считался редким расстройством. В настоящее время этот диагноз специалисты научились  ставить чаще. Аутистические расстройства выявляются примерно у каждого сотого ребенка, причем у мальчиков     в четыре раза чаще, чем у девочек.

                                           

    Аутизм входит в четвёрку самых распространенных заболеваний детского возраста  и  уступает  лишь  сахарному  диабету,  бронхиальной      астме  и эпилепсии.

    Причины аутизма

   Аутизм не возникает из-за небрежного, грубого или отстраненного отношения к ребенку. Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от достатка, образования, социального статуса родителей. Аутизм – не вина родителей, бабушек, дедушек и тем более самого ребенка. Чаще аутизм возникает в результате взаимодействия генетических факторов и факторов среды, в которой развивается ребенок. Установлено, что в возникновении аутизма играют роль экология, состояние организма матери во время подготовки к беременности, течение беременности и родов, а также некоторые инфекции и некоторые лекарственные средства, принимаемые матерью во время беременности.  Сочетание генетических и средовых факторов влияет на формирование головного мозга и изменяет развитие и поведение ребенка.

    

     Дети  с аутизмом испытывают трудности в следующих областях:  

1.  Нарушения в  социальном взаимодействии (в том, как ребенок общается с детьми и взрослыми). Часто маленький ребенок с аутизмом ведет себя так, будто он настроен «на свою волну», он может не проявлять интереса к играм других детей и даже упорно отказываться от участия в общих играх, его бывает сложно заинтересовать чем-то, что ему предлагает взрослый, он не повторяет действия, движения и звуки за взрослыми.

2. Нарушения в сфере коммуникации (в том, как ребенок разговаривает, пользуется жестами или выражением лица). Многие дети с аутизмом гораздо позже других начинают говорить и могут не использовать жесты. Вместо этого они пользуются руками других людей, подводят взрослых к тем предметам, с которыми хотят,  чтобы взрослые что-то делали. Другие дети могут рано начинать говорить и запоминать много слов, но не используют их для того, чтобы общаться.

Например, снова и снова повторяют любимые цитаты из мультфильмов и книжек или слова и фразы, услышанные от других. Часто дети с аутизмом хуже понимают обращенную к ним речь. Часто также они позже других детей начинают выполнять инструкции, может казаться, что они не слышат обращенные к ним слова.

3. Нарушения в поведении (своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности). Многие дети с аутизмом играют в игрушки необычным образом (например, выстраивают их в ряд или раскидывают), могут часто совершать повторяющиеся действия, интересоваться необычными предметами, странным образом двигаться, например, взмахивая руками, раска-чиваясь на месте или бегая по кругу. Проявление симптомов этой группы очень разнообразно.

  Оценка риска

 Диагноз РАС может ставить только специалист с достаточной подготовкой на основании наблюдения за ребенком и анализа истории его развития.

  Аутизм – не состояние, а процесс, поддающийся корректировке. Наиболее эффективными являются психолого-педагогические методы коррекции, а также комплексное улучшение состояния тела – правильное питание, стимуляция иммунной системы, снижение стресса.

 Главной задачей родителей и педагогов является развитие самостоятельности у детей с аутизмом и их последующая интеграция в жизнь общества.

  Педагогические работники и специалисты образовательных организаций района   готовы оказать помощь  детям с таким диагнозом, помочь почувствовать, что они не одни, что есть те, кто  готов понять их точку зрения, другой взгляд на мир, что каждый человек важен и нужен.

Как общаться с ребенком с расстройствами аутистического спектра?

Приемы по общению и развитию детей с аутизмом:

1.      У большинства детей с аутизмом сверхчувствительный слух.  Они не только очень хорошо слышат, но и очень болезненно реагируют на громкие звуки. То, что мозг обычного ребенка может отфильтровать и не обращать на него внимание, может причинять ребенку с РАС физическую боль.

2.      Постарайтесь разговаривать спокойно, размеренно.

3.      Пусть тон вашего голоса будет доброжелательным.

4.      Не ссорьтесь и не кричите в присутствии ребенка.

5.    Избегайте грубых слов в разговоре как по отношению с ребенком, так и между другими членами семьи – он все это слышит и это мешает ему успокоится.

6.    Обращаясь к ребенку, помните, что ему нужно немного больше времени для того чтобы откликнуться на вашу просьбу, а часто нужна ваша помощь.

7.      Если есть возможность, обращаясь к малышу по имени, коснитесь рукой его плеча, чтобы включить кроме слуха еще и осязание. Это поможет ему отреагировать на ваше обращение.

8.      Зачастую дети очень консервативны. Любые изменения нужно вводить постепенно, в маленьких дозах.

9.      Берите за основу то, что ребенку очень нравится, и пользуйтесь для введения изменений.

10.  Если ребенок неусидчив, предлагайте частую смену коротких занятий. Но обязательно доводите до конца предыдущее, прежде чем вы начнете последующее.

11.  Если ребенок медлителен – таймер может стать хорошим помощником. Позвольте малышу соревноваться с самим собой, предлагая сделать то, что он уже умеет, немного быстрее.

12.  Четкие границы – ваши лучшие друзья. Помогите ребенку создать четкий распорядок дня. Подъем, кормление, прогулка, купание – в одно и то же время. Возможно, ребенок вначале будет сопротивляться, а вам будет казаться, что вы слишком строги с ним и не даете ему жить спокойно. Но это не так. Четкий режим поможет ребенку успокоиться, могут уйти проблемы с засыпанием и сном.

13.  Система запретов и ограничений, имеющаяся в семье, должна соблюдаться всеми и всегда. Например, когда приезжает бабушка, которая очень редко видит внука и она очень хочет его побаловать, а в вашем доме после 18.00 не смотрят телевизор, то когда она приезжает – его тоже не смотрят после 18.00. Скажите об этом бабушке заранее. Она вас поймет.

14.  Тяжело переносить бесконечные повторяющиеся движения ребенка, бесцельное прыгание, размахивание руками. Родители не выдерживают и шлепают малыша. Старайтесь избегать такой реакции с вашей стороны. Эти движения бессознательны. Ваш шлепок результатов не даст, а вред принести может большой.

15.  Очень часто детям с расстройствами аутистического спектра  требуется больше тактильных ощущений, чем их сверстникам. Вы можете помочь им, предоставив возможность играть с крупами, песком, массажными мячиками.

Любите вашего малыша, верьте в него. Вы – семья. Помогайте друг другу преодолевать трудности. И у вас все получится.

Дополнительные файлы

Загружен: 31 марта 2021 11:10
Приложение №1_Информация.docx
200.75 КБ
Загружен: 31 марта 2021 11:10
Приложение №3_Аутизм у детей.jpg
233.24 КБ
Загружен: 31 марта 2021 11:10
Приложение №4_Памятка.jpg
192.54 КБ
Загружен: 31 марта 2021 11:10
№5_Поведенческие признаки.jpg
532.88 КБ