2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
2 апреля – Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Этот Всемирный день отмечается ежегодно, начиная с 2008 года и утвержден по инициативе государства Катар с целью подчеркнуть необходимость помощи и повышения качества жизни людей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Слово «аутизм» происходит от латинского autos, что значит «сам». Это такое нарушение развития, при котором значительно снижены контакты ребенка с взрослыми и сверстниками. При аутизме ребенок выглядит совершенно обычно, но его мозг работает не так, как у остальных. Ему гораздо сложнее контактировать с окружающим миром - говорить, понимать услышанное от других людей, общаться и заводить друзей, он «погружен» в собственный мир.
Что нужно знать об аутизме?
Раньше аутизм считался редким расстройством. В настоящее время этот диагноз специалисты научились ставить чаще. Аутистические расстройства выявляются примерно у каждого сотого ребенка, причем у мальчиков в четыре раза чаще, чем у девочек.
Аутизм входит в четвёрку самых распространенных заболеваний детского возраста и уступает лишь сахарному диабету, бронхиальной астме и эпилепсии.
Причины аутизма
Аутизм не возникает из-за небрежного, грубого или отстраненного отношения к ребенку. Ребенок с аутизмом может появиться в любой семье, вне зависимости от достатка, образования, социального статуса родителей. Аутизм – не вина родителей, бабушек, дедушек и тем более самого ребенка. Чаще аутизм возникает в результате взаимодействия генетических факторов и факторов среды, в которой развивается ребенок. Установлено, что в возникновении аутизма играют роль экология, состояние организма матери во время подготовки к беременности, течение беременности и родов, а также некоторые инфекции и некоторые лекарственные средства, принимаемые матерью во время беременности. Сочетание генетических и средовых факторов влияет на формирование головного мозга и изменяет развитие и поведение ребенка.
Дети с аутизмом испытывают трудности в следующих областях:
1. Нарушения в социальном взаимодействии (в том, как ребенок общается с детьми и взрослыми). Часто маленький ребенок с аутизмом ведет себя так, будто он настроен «на свою волну», он может не проявлять интереса к играм других детей и даже упорно отказываться от участия в общих играх, его бывает сложно заинтересовать чем-то, что ему предлагает взрослый, он не повторяет действия, движения и звуки за взрослыми.
2. Нарушения в сфере коммуникации (в том, как ребенок разговаривает, пользуется жестами или выражением лица). Многие дети с аутизмом гораздо позже других начинают говорить и могут не использовать жесты. Вместо этого они пользуются руками других людей, подводят взрослых к тем предметам, с которыми хотят, чтобы взрослые что-то делали. Другие дети могут рано начинать говорить и запоминать много слов, но не используют их для того, чтобы общаться.
Например, снова и снова повторяют любимые цитаты из мультфильмов и книжек или слова и фразы, услышанные от других. Часто дети с аутизмом хуже понимают обращенную к ним речь. Часто также они позже других детей начинают выполнять инструкции, может казаться, что они не слышат обращенные к ним слова.
3. Нарушения в поведении (своеобразие, ограниченность и стереотипность интересов и деятельности). Многие дети с аутизмом играют в игрушки необычным образом (например, выстраивают их в ряд или раскидывают), могут часто совершать повторяющиеся действия, интересоваться необычными предметами, странным образом двигаться, например, взмахивая руками, раска-чиваясь на месте или бегая по кругу. Проявление симптомов этой группы очень разнообразно.
Оценка риска
Диагноз РАС может ставить только специалист с достаточной подготовкой на основании наблюдения за ребенком и анализа истории его развития.
Аутизм – не состояние, а процесс, поддающийся корректировке. Наиболее эффективными являются психолого-педагогические методы коррекции, а также комплексное улучшение состояния тела – правильное питание, стимуляция иммунной системы, снижение стресса.
Главной задачей родителей и педагогов является развитие самостоятельности у детей с аутизмом и их последующая интеграция в жизнь общества.
Педагогические работники и специалисты образовательных организаций района готовы оказать помощь детям с таким диагнозом, помочь почувствовать, что они не одни, что есть те, кто готов понять их точку зрения, другой взгляд на мир, что каждый человек важен и нужен.
Как общаться с ребенком с расстройствами аутистического спектра?
Приемы по общению и развитию детей с аутизмом:
1. У большинства детей с аутизмом сверхчувствительный слух. Они не только очень хорошо слышат, но и очень болезненно реагируют на громкие звуки. То, что мозг обычного ребенка может отфильтровать и не обращать на него внимание, может причинять ребенку с РАС физическую боль.
2. Постарайтесь разговаривать спокойно, размеренно.
3. Пусть тон вашего голоса будет доброжелательным.
4. Не ссорьтесь и не кричите в присутствии ребенка.
5. Избегайте грубых слов в разговоре как по отношению с ребенком, так и между другими членами семьи – он все это слышит и это мешает ему успокоится.
6. Обращаясь к ребенку, помните, что ему нужно немного больше времени для того чтобы откликнуться на вашу просьбу, а часто нужна ваша помощь.
7. Если есть возможность, обращаясь к малышу по имени, коснитесь рукой его плеча, чтобы включить кроме слуха еще и осязание. Это поможет ему отреагировать на ваше обращение.
8. Зачастую дети очень консервативны. Любые изменения нужно вводить постепенно, в маленьких дозах.
9. Берите за основу то, что ребенку очень нравится, и пользуйтесь для введения изменений.
10. Если ребенок неусидчив, предлагайте частую смену коротких занятий. Но обязательно доводите до конца предыдущее, прежде чем вы начнете последующее.
11. Если ребенок медлителен – таймер может стать хорошим помощником. Позвольте малышу соревноваться с самим собой, предлагая сделать то, что он уже умеет, немного быстрее.
12. Четкие границы – ваши лучшие друзья. Помогите ребенку создать четкий распорядок дня. Подъем, кормление, прогулка, купание – в одно и то же время. Возможно, ребенок вначале будет сопротивляться, а вам будет казаться, что вы слишком строги с ним и не даете ему жить спокойно. Но это не так. Четкий режим поможет ребенку успокоиться, могут уйти проблемы с засыпанием и сном.
13. Система запретов и ограничений, имеющаяся в семье, должна соблюдаться всеми и всегда. Например, когда приезжает бабушка, которая очень редко видит внука и она очень хочет его побаловать, а в вашем доме после 18.00 не смотрят телевизор, то когда она приезжает – его тоже не смотрят после 18.00. Скажите об этом бабушке заранее. Она вас поймет.
14. Тяжело переносить бесконечные повторяющиеся движения ребенка, бесцельное прыгание, размахивание руками. Родители не выдерживают и шлепают малыша. Старайтесь избегать такой реакции с вашей стороны. Эти движения бессознательны. Ваш шлепок результатов не даст, а вред принести может большой.
15. Очень часто детям с расстройствами аутистического спектра требуется больше тактильных ощущений, чем их сверстникам. Вы можете помочь им, предоставив возможность играть с крупами, песком, массажными мячиками.
Любите вашего малыша, верьте в него. Вы – семья. Помогайте друг другу преодолевать трудности. И у вас все получится.