Администрация Красносулинского района

Инициативное Бюджетирование

7

В последние годы необходимость участия граждан в бюджетном процессе не вызывает сомнения. В этих целях разрабатываются разнообразные программы, стимулирующие вовлечение населения в бюджетный процесс, как на федеральном, так и региональном и местном уровнях. Среди них особое место занимает инициативное бюджетирование, получившее широкое распространение на уровне муниципалитетов.

На сегодняшний день для всей Российской Федерации характерна ситуация, когда сельские и городские поселения отстают от крупных городов с точки зрения темпов экономического роста. Эту проблему усугубляет ограниченное участие населения в процессе принятия решений на муниципальном уровне; в результате средства местных бюджетов используются неэффективно и замедляется общее продвижение вперёд. По сложившейся традиции, граждане информируются о бюджетных решениях в форме заявлений государственных должностных лиц или из средств массовой информации. Однако активное участие граждан в процессе составления бюджета повышает подотчетность государства и гарантирует принятие во внимание нужд различных групп общества.

В этих целях в деятельность муниципальных органов власти по подготовке и принятию местного бюджета постепенно стала внедряться практика инициативного бюджетирования (например, в Кировской, Тверской и Тульской областях, в Пермском и Ставропольском краях, в городе Череповце). Инициативное бюджетирование предполагает конструктивное вовлечение граждан в бюджетный процесс, грамотную трактовку ими информации о структуре бюджетных расходов и выдвижение обоснованных инициатив о перераспределении бюджетных средств на новые задачи.

Думается, что именно на местном уровне могут раскрыться все возможности инициативного бюджетирования, предполагающего прямое вовлечение граждан в отбор приоритетных направлений расходования средств.

У инициативного бюджетирования есть пять критериев.

1) обсуждение бюджетных вопросов, в частности, обсуждение того, на что деньги потратить;

2) участие представителей власти, которое придает легитимную силу инициативам;

3) серийность процесса реализации, то есть механизм реализуется из года в год;

4) обязательное публичное обсуждение, причем не формальное, а реальное;

5) отчетность.

Один из ключевых пунктов инициативного бюджетирования - софинансирование, когда на реализацию проекта идут не только бюджетные средства, но и сами граждане вкладываются в тот или иной проект.

Альтернативным способом софинансирования местных расходов со стороны жителей является использование механизмов самообложения граждан, т.е. разовых платежей граждан, осуществляемых для решения конкретных вопросов местного значения.

Финансовое участие граждан в решении вопросов местного значения позволяет многократно повысить уровень их вовлеченности в процесс расходования бюджетных средств, а отношение к проекту становится гораздо более ответственным, чем когда он реализуется только на бюджетные средства. Это способствует тому, что повышается заинтересованность и требовательность жителей при выборе приоритетных проектов и оценке результатов совместной работы; активные граждане на всех этапах реализации проектов участвуют в мониторинге и более критично относятся к соблюдению подрядными организациями качества и сроков исполнения; обеспечивается сохранность нового объекта и эффективность его эксплуатации в дальнейшем.

В рамках инициативного бюджетирования предполагается полное вовлечение граждан в процесс принятия решений: жители сами определяют приоритетную проблему, а также выбирают и одобряют на общем собрании вариант проекта, который наилучшим образом позволяет её решить. Органы местного самоуправления предоставляют небольшие субсидии (гранты) поселениям для финансирования микропроектов, которые готовятся совместно гражданами и представителями органов самоуправления в интересах развития социальной и коммунальной инфраструктуры и услуг.

Субсидии предоставляются на следующие виды объектов и работ:

- объекты жилищно-коммунальной инфраструктуры, находящиеся в муниципальной собственности;

- объекты благоустройства и озеленения территории поселения;

- автомобильные дороги, находящиеся в муниципальной собственности и дворовые территории;

- обустройство мест массового отдыха жителей;

- муниципальные объекты развития народного художественного творчества;

- объекты размещения (захоронения) бытовых отходов и мусора;

- объекты для обеспечения первичных мер пожарной безопасности;

- объекты культурного наследия муниципального значения;

- и другие.

Основная часть средств выделяется из бюджетов регионов, дополнительное финансирование обеспечивают муниципалитеты и местный бизнес. Кроме того, небольшой вклад от общей суммы, необходимой для реализации проекта, вносят граждане - тем самым достигается необходимая степень заинтересованности населения в проекте. Средства распределяются на конкурсной основе исходя из степени участия местного населения и ожидаемых результатов.

Таким образом, данная Программа поддерживает проявление инициативы со стороны местного населения, а его широкое вовлечение в принятие решений помогает повысить прозрачность местных бюджетов.