ЗАПАДНОГО ВНУТРИОБЛАСТНОГО РАЙОНА ВОСТОЧНО-ДОНБАССКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Цели и задачи территориального планирования
    Реализация градостроительных решений схемы территориального планирования – плановый, многостадийный процесс.
    Она обеспечивается рядом последующих, более детальных градостроительных разработок, обладающих инвестиционной привлекательностью, социально-экономической эффективностью и правовой защищенностью.
Схема территориального планирования, как система градостроительных решений, еще не является правовым документом. Она подготавливает основу, стратегические направления для выхода на разработку генеральных планов населенных мест, правил землепользования и застройки, проектов детальной планировки и застройки, благоустройства территории.
    В плане реализации должны содержаться:
·  Сроки (порядок) подготовки документации по разработке генеральных планов округов и поселений, проектов пригородных зон, промышленных узлов и районов на расчетный срок.
·    Сроки (порядок) подготовки документации по реализации плана размещения первой очереди строительства;
·         Сроки (порядок) подготовки проектной документации по проектированию основных градоформирующих объектов общегородского значения;
   Наряду с подготовкой последующей градостроительной документации, в качестве одной из главных форм реализации рекомендуется разработка комплекса целевых программ, выполнение которых обеспечит реализацию решений социально-экономических, экологических, инвестиционных и инфраструктурных проблем, достигнутых в схеме территориального планирования.
 
    Понятие «объект реализации» в территориальном планировании имеет определенный смысл как в абсолютном отображении процесса доведения его до вещественной реальности (до конечного состояния объекта реализации строительством), так и в относительном представлении, как результат только проектной деятельности, как выход стадии регионального проектирования (районной планировки) на следующий уровень – через стадию градостроительного проектирования.
    Процесс реализации, связанный с понятием полной реализации, завершаемой созданием системы объектов строительством, на стадии составления схемы территориального планирования в масштабах 1:100 000 – 1:200 000 – 1:50 000 может рассматриваться, в основном, с позиций концепции развития муниципальных районов и агломерации, в целом, как стратегическая направленность градостроительных и территориально-плановых решений, условно рассчитываемых на 20-летний срок их воплощения в жизнь с выделением I очереди реализации, примерно, на 10 последующих лет. Следует особо подчеркнуть специфическую особенность стадии регионального проектирования в расчете на долговременный стратегический этап, когда между результатом его реализации и современностью лежит целый пласт еще не решенных проблем: не реализованных будущих градостроительных решений, трудно прогнозируемых кризисных ситуаций, случайностей договорного ценообразования в строительной и проектной деятельности, трудности реализации инвестиционных проектов, связанные с массовым нарушением первоначальных договоров о намерениях фирмами на вложение инвестиций к основному капиталу, рассчитанному на промышленное развитие производственных отраслей и муниципальных образований, как например, реализация проектов формирования Особой экономической зоны в г. Красный Сулин.
   В условиях большого отрыва стадии регионального проектирования от стадии строительства, что превращает расчетный срок в условное понятие, роль и значение схем территориального планирования остается неизменно актуальной. При этом приобретают свою специфику понятие « объект реализации».
   Согласно современной редакции действующего Градостроительного Кодекса и основного на нем задания на подготовку документа территориального планирования Восточно-Донбасской агломерации, в качестве объектов реализации на данном уровне рассмотрения выступают в целом муниципальные образования: - городские округа, муниципальные районы, сельские поселения, участвующие в их развитии производственные отрасли промышленного и сельского хозяйства, охранные зоны и объекты культурного наследия, перспективы развития форм социального сервиса, транспорта, рекреации и туризма, этапы формирования и развития зон и комплексов активного экономического развития (выделяемых на плане «точек роста»), формируемые системы инженерного обеспечения (водоснабжения, канализации, энергоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения), мероприятия по предотвращению чрезвычайных событий природного и техногенного характера в системе оценки территорий, фиксация динамики изменения (по периодам) схемы планировочных и эколого-средовых ограничений, а также динамика преобразования во времени системы зонирования (функционального, регламентно-режимного).
   В качестве объектов реализации, наряду с территориальными (крупноземельными) объектами могут рассматриваться «главные точки роста» - центры муниципальных районов и особые объекты капитального строительства стратегического значения, находящиеся в собственности муниципального района.
 
  В условиях развития рыночной экономики процесс реализации генерального плана опосредован не только традиционной дисциплиной принципов градостроительного проектирования и строительства, но и фактором инвестиционной привлекательности запроектированных объектов. Инвестиционная привлекательность в свою очередь предопределяется защитой инвестиционных вложений от экстремальных форм банкротства. Успех реализации  в конечном итоге зависит от обоснованности принятого градостроительного решения и подкрепления его платежеспособным спросом на реализацию.
 Установление гарантии спроса, готовность инвестирования строительства и благоустройства данного градостроительного объекта, получение реального эффекта (в том числе эффекта в данный момент) связаны с выявлением цепочки последовательности реализации градостроительных  мероприятий.
    При этом необходимо учитывать всеобщую и данную конкретную взаимосвязь градостроительных мероприятий при реализации основных положений схемы территориального планирования.
   Типология взаимосвязей может быть представлена цепочками технологических последовательностей реализации, стадиями вызревания платежеспособных потребностей в развитии производства, обслуживания, социальной рекреации, жилищного строительства, благоустройства территории, охраны окружающей среды, развития туризма.
    Характерна также взаимосвязь мероприятий по признаку собственности на объекты реализации.
Территориальное планирование муниципального района охватывает, главным образом, объекты реализации, относящиеся к форме муниципальной собственности.
  Тем не менее, естественно, сохраняется связь (функциональная, пространственно-временная, инвестиционная) градостроительного решения по реализации, принимаемого на муниципальном уровне, с объектами и мероприятиями других форм собственности, которые могут существенно влиять на характер и сроки реализации мероприятий муниципального уровня.
   Так, например, сеть местных дорог, намечаемая в проекте с учетом более рациональных связей и межселенных корреспонденций, реализуемых с меньшими эксплуатационными  и единовременными издержками, благодаря намечаемому совместному их взаимодействию с сетью региональных дорог, в своей реализации оказывается в полной зависимости от планов реализации по строительству и совершенствованию сети дорог региональной формы собственности.
    Сроки реализации муниципального плана нового жилищного строительства, развития строительной базы, решающей проблему расселения новых мигрантов, занимаемых на новых предприятиях города, инвестиционно и по срокам непосредственно связаны с материальными возможностями и сроками строительства этих предприятий, часто принадлежащих производственным отраслям других форм собственности.
   Имея разнообразные связи с другими формами собственности объекты и реализационные мероприятия районного муниципального уровня, во многом зависимые от крупных смежников, тем не менее, имеют свою специфику и свои составы объектов реализации и градостроительных мероприятий, реализуемых на местном уровне.
   1. К числу их относится, прежде всего, комплекс реализационных мероприятий, связанных с землеустроительной деятельностью и эксплуатацией земельных ресурсов в границах муниципального района. В состав комплекса входит финансирование разработки и мониторинга земельного кадастра, проекта межевания территории, правил землепользования и застройки, корректуры генеральных планов поселений, округов отдельных населенных мест района, регулирование отношений земельной собственности, аренды, использования территорий по всем отраслям сферы производства и инфраструктуры.
   2. В сфере производства, расселения, производственной, коммунальной, транспортной, инженерной инфраструктуры объектами реализации в рамках основных положений схемы территориального планирования являются:
- объекты производственной зоны (производственные районы, группы предприятий, основные угодья сельскохозяйственного производства, зоны размещения добывающей и обрабатывающей промышленности).
- объекты селитебной зоны (селитебная зона городских и сельских поселений, поселков обслуживающие центры);
- объекты рекреационной зоны (природные парки, спортивные центры, реабилитационно-оздоровительные комплексы);
- объекты защиты окружающей среды (санитарно-защитная зона);
- объекты системы регламентно-режимного зонирования (зоны водоохраны, зоны выборочной реконструкции);
- объекты систем транспортной инфраструктуры (дорожная сеть, комплексы автосервиса);
- объекты систем инженерного оборудования территории (системы водоснабжения, канализации, газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, благоустройства, инженерной подготовки территории);
- объекты системы социально-бытового сервиса (центры системы межселенного обслуживания, комплексы коммуникативной подсистемы межселенного сервиса).
  Реализация генерального плана включает в себя, соответственно, стадию  предпроектного «планирования-инвестирования», стадию градостроительного проектирования и все последующие стадии детального проектирования в масштабах 1:2000, 1:500, рабочее проектирование.
   Включение вышеперечисленных объектов градостроительной деятельности в  процесс реализации по стадиям предполагает их группировку по видам (типам) специализированных проектов.
 
  Реализация схемы территориального планирования включает в себя, соответственно, стадию реализации предпроектного «планирования-инвестирования», стадию градостроительного проектирования, а также все последующие стадии детального проектирования в масштабах 1:2000, 1:500.
   Включение вышеперечисленных объектов реализации в единый сопоставительный процесс предполагает их группировку по видам (типам) специализированных проектов.
      При этом учитывается комбинаторика возможностей раздельного и совместно-комплексного проектирования.
     Так, например, проектную реализацию такого объекта как «система инженерного оборудования территории» можно реализовать в едином проекте, охватывая все инженерные системы в совокупности, с переходом от масштаба к масштабу в последующих стадиях проектирования.
     Можно также проектировать инженерные системы раздельно различными специализированными институтами. Чаще всего инженерные вопросы получают свое решение в комплексе с другими задачами в конкретных проектах детального проектирования в комплексе с общеградостроительными вопросами.
   Аналогично реализуется в проектной деятельности и такой объект реализации, как «система транспортной инфраструктуры».
     Реализация объектов Схемы территориального планирования – процесс, дифференцируемый на стадии реализации, ранжируемые по приоритету, по возможностям инвестирования и остроте назревших потребностей в развитии сфер производства, социального сервиса, рекреации, жилищной обеспеченности, благоустройства, охраны окружающей среды.
     К числу приоритетных (по признаку остроты запросов) относятся прежде всего вопросы жилищной обеспеченности и трудоустройства. Но данные социальные проекты находят свою реализацию по трудовому признаку только при наличии достаточного количества мест приложения труда и создания условий обеспечения их нормативной транспортной доступностью для решения жилищной проблемы потребуется развитие домостроительной базы.
    Для всей цепочки реализуемых мероприятий необходимо их надежное инвестирование (с четко обозначенной последовательностью вложения инвестиций).

      Процесс реализации градостроительных мероприятий не является единовременным. Он развивается во времени от стадии становления (период предпроектной подготовки условий и средств реализации), через стадию первоочередных мероприятий к завершающей стадии на конец расчетного срока.
      По своей характеристике, процесс не является обособленным, изолированным от результатов реализации смежных объектов и их градостроительных мероприятий, ранжируемых по уровню значимости и по признаку целевой направленности.
   Так, например, выполнение муниципального программного плана реализации мероприятий по преодолению территориального дефицита для районов размещения угледобывающей промышленности может быть тесно связано с условиями и результатами реализации областного плана реструктуризации угольной промышленности Восточного Донбасса, оказывающего сильное влияние на изменение баланса пригодных к активному освоению территорий.
   Как известно, целевая программа реструктуризации угольной промышленности включает мероприятия по рекультивации территорий, не пригодных к градостроительному освоению по причине высокого поднятия шахтных вод, выхода на поверхность «мертвого» воздуха, затопления шахтными водами территорий в процесс закрытия шахт. Данные территории после рекультивации могут использоваться поселением и решить проблему устранения территориального дефицита (но только после рекультивации). Задержка с реализацией плана рекультивации, естественно, отодвигает сроки реализации муниципальных мероприятий по преодолению территориального дефицита.
   Аналогичные ситуации возникают при решении проблем преодоления безработицы в целевых социальных программах, при реализации проектов транспортных сетей, в решении вопросов расселения. Приоритет последовательности реализации во всех проявлениях взаимосвязи мероприятий остается за опережающей реализацией федеральных и региональных целевых программ и плановых мероприятий.
      Период предпроектной подготовки плана реализации на территории Восточно-Донбасской агломерации практически начался с момента утверждения целевой программы социального развития области и муниципальных районов, основные положения, которой использованы при разработке Схемы территориального планирования Восточно-Донбасской агломерации.
    Разработка целевых программ реструктуризации угольной промышленности в 2006 г и социального развития муниципальных районов в 2007-2008 гг., охватывают отдельные стороны социально-экономического развития, ставят вопросы о необходимости дальнейшей разработки связанных с ними программ по разрешению других не менее актуальных проблемных ситуаций.
  Следующие целевые программы, учитывая основные положения схемы территориального планирования Восточно-Донбасской агломерации, могут разрабатываться раздельно по наиболее актуальным направлениям развития, могут группироваться по признаку взаимосвязи проблемных ситуаций. Возможно также их объединение в целостную комплексную программу.
   В состав предпроектных мероприятий начальной (предпроектной) стадии реализации, кроме разработки целевых программ, входит подготовка топогеодезической подосновы для разработки генеральных планов поселений и населенных мест, проведение инженерно-геологических, гидрогеологических изысканий, правовых согласований на изменение границ населенного места.
  На стадии генерального проектирования осуществляется разработка генеральных планов поселений, округов и отдельных населенных мест, проектов пригородных зон, ландшафтно-рекреационных комплексов, промышленных районов, логистических центров.
  На стадии завершения процесса реализации приоритет преобладания в проектной деятельности переходит к детальному и объемному проектированию.
   Последовательность реализаций территориально-планировочных мероприятий предопределяется Градостроительным Кодексом РФ с учетом специфики муниципальных районов, различающихся как по уровню их обеспеченности существующей градостроительной документацией, так и по приоритетам актуальности тех или иных хозяйственных, социальных проблемных ситуаций, требующих своего разрешения.
  Мероприятия градостроительного плана, в аспекте схемы территориального планирования связаны с практикой и методикой разработки генеральных планов, предопределяется действующим Градостроительным Кодексом, Правилами и нормативами проектирования, разработанными в 2005 году для применения в региональном и градостроительном проектировании на территории Ростовской области.
   Нормативы градостроительного проектирования Ростовской области – нормативно-технические документы, которые содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения, объектами инженерно-транспортной инфраструктуры, благоустройства и озеленения территории) и направлены на:
- устойчивое развитие территорий городских и сельских поселений Ростовской области с учетом статуса населенного пункта, его роли и особенностей в системе расселения, формирования агломераций;
- укрепление сложившейся системы расселения путем формирования внутриобластного расселенческого каркаса, связывающего тангенциально направленными скоростными дорогами основные центры групповых систем расселения области – города Волгодонск, Шахты, Новошахтинск и Таганрог;
- активное развитие периферии территорий городских агломераций и пригородных зон крупных и крупнейших городов на основе развития процессов субурбанизации (расселения значительной части населения области на территориях малоэтажного строительства);
- рациональное использование природных ресурсов, формирование природно-экологического каркаса, а также сохранение и возрождение культурного и исторического наследия Ростовской области;
   Нормативы градостроительного проектирования разработаны с учетом перспективы развития городских округов и поселений Ростовской области на расчетные сроки, которые составляют:
I период – 10 лет;
II период – 20 лет.
    Установление последовательности реализации градостроительных мероприятий непосредственно вытекает из учета условий и предпосылок реализации градостроительного решения, что придает фактору «последовательности» значение критерия возможности вложения инвестиций в объект реализации.
    Сроки реализации в современных условиях, опираясь на возможности прогноза развития муниципальных районов, приобретают более динамичный, подвижный характер, особенно усиливающийся по мере отдаления от первоочередного этапа реализации.
 
   Предметом реализации являются основные положения Схемы территориального планирования Красносулинского района Ростовской области, разработанные в составе Схемы территориального планирования Восточно-Донбасской агломерации.
   Срок осуществления реализуемых градостроительных решений (мероприятий) – 20 последующих лет с момента утверждения плана реализации, срок проявления первоочередных реализационных мероприятий – 10 лет.
    Целевая установка плана реализации связана с обеспечением условий и предпосылок закрепления, достигнутых на стадии территориального планирования (районной планировки) градостроительных решений более детальными проектными разработками последующей стадии – генерального проектирования, в состав которой входит составление первого правового документа – ПРАВИЛ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ ТЕРРИТОРИИ, после утверждения которых, ранее принятые основные градостроительные решения приобретают юридическую силу.

Объекты реализации
   К категории объектов реализации относятся конкретные градостроительные решения (мероприятия), обеспечивающие реализацию принципов и общей направленности решений Схемы территориального планирования при ее переходе к стадии генерального проектирования в масштабах 1:10 000, 1:5000, 1:2000, принимаемых в зависимости от величины населенного пункта.
        В качестве переходной (промежуточной) стадии проектных работ в настоящее время находит применение особый тип генеральных планов «сельских поселений» в масштабе 1:25 000 и 1: 5000.
Объекты реализации, имеющие определенную значимость для структурного построения генерального плана, могут группироваться в «проблемные блоки», рассматриваемые последовательно на уровне реализуемой схемы территориального планирования и, далее, в намечаемом к проектированию генеральном плане поселения, округа, населенного места.
        При этом система объектов реализации в ряде случаев получает вид классификации.
Ниже приводится перечень комплексных объектов реализации Схемы территориального планирования Красносулинского района Ростовской области
 
Состав объектов реализации:
1 Размещение производительных сил
2 Население и формирование системы расселения
3 Жилищное строительство
4 Система социального сервиса
5 Транспортная сеть и инфраструктура
6 Социальная рекреация  и туризм
7 Агропромышленный комплекс
8 Инженерная инфраструктура
8.1 Водоснабжение
8.2 Канализация
8.3 Теплоснабжение
8.4 Газоснабжение
8.5 Электроснабжение
9 Охрана окружающей среды